В прошлом мне часто встречались некоторые вопросы, требующие глубокого знания определенных кельтских терминов. В этой статье я попытаюсь объяснить три из них. Мы не обладаем достаточным количеством информации относительно каждого из этих древних методов/терминов. Многое из того, что написано в этой статье является моей интерпретацией, основанной на личных практиках и опытах. Итак, наш разговор пойдет о Тен Лад, Дихтал до Кеннаб и Имас Форошна.
Три Сияния.
"Кто этот поэт, одетый в роскошные одежды,
Кто показывает себя прежде, чем запеть свою песнь? "
Ferchertne
Тен Лад, Дихтал до Кеннаб и Имас Форошна — это "Три Сияния" филида (здесь и далее термин «сияние» можно соотносить с известным термином «просветление» — прим. пер.). Эти три метода использовались для того, чтобы достигнуть "просвещения", которое называется "Имас" в Ирландии и "Авэн" в Уэльсе. Это три вида поэтического вдохновения и предсказания, которые изучались друидами или филидами в течении восьми лет обучения. Это вершина того, что я называю "пассивный Драхт". Я уверен, что более активные формы Драхта хранились от учеников в секрете до последних четырех лет обучения.
Дихтал до Кеннаб
Дихтал до Кеннаб — (Освещение Песней) — измененное состояние сознания, которое достигается благодаря пению или повторения определенного текста (обычно в той или иной форме призывающего богов). Также этот способ мог включать в себя барабанный бой и танец, как альтернативные средства достижения надлежащего ИСС. Такие действия, как известно, синхронизируют тело и разум по отношению к внешнему ритму, позволяя практику избавиться от цепей нормального восприятия. Маг, практикующий это искусство, должен сначала достичь состояния гармонии, благодаря ритму песни (танца, барабанов, мантры и т. д.). Состояние внутренней тишины и центра, который должен быть достигнут благодаря подобному пению, это и есть нужное ИСС. В таком состоянии легче проходит общение с предками и богами, друиды получают пророчества и предзнаменования, и трактуют их должным образом. Иногда место для этой практики отмечалось особым образом при помощи ветвей соответствующего дерева (как правило, тиса или орешника), на которые наносились соответствующие огамические надписи.
Тен Лад
Тен Лад или Тен Лэгд (Разбивший Орехи Мудрости) — состояние, достигнутое при помощи расслабления и очищения разума в ритуальной обстановке. Здесь обычно использовалось какое-либо магическое орудие, например нож, меч или посох. Иногда друид должен был фактически коснуться некоего предмета (если "предмет" был живым существом, то касались обычно головы) или непосредственно произвести определенные действия с атрибутикой, чтобы обнаружить тайное знание, содержавшееся внутри него. Эта информация могла быть практически любой: события из прошлой жизни человека, детальная история того, что случилось с объектом или даже информация о том, как и почему на этот предмет были наложены колдовские чары. Примеры, которые мне довелось видеть своими глазами, говорят, что при первом контакте с объектом друид должен читать некое информационное и/или поэтическое стихотворение. Это стих, основанный на обширном друидическом знании, которое было накоплено благодаря многим годам обучения, экспериментов, наблюдений и опытов. Именно эта интерпретация импровизированного подробного описания стиха описывает акт "взламывания ореха мудрости". Я считаю, что предсказание содержало в себе много уровней значений (часто поэтические композиции также содержали много уровней знания и зашифровывали свой истинный смысл).
Имас Форошна
Имас Форошна (Освещение Традиции или Внезапное Освещение) это измененное состояние сознания, используемое провидцами и филидами для того, чтобы создать и/или увидеть некое видение. Провидцы полностью изолировали себя от всего внешнего мира, от звуков, света и ощущений. Друид мог создать такую атмосферу, закрывшись в темном помещении/пещере или просто накрыв себя шкурой животного (он также мог сделать это в мирской ситуации, даже на поле битвы). Провидец искал видений, поместив ладони на лицо и глаза крест накрест. Находясь в этом положении изолированности от внешнего мира (иногда в сопровождении идолов своих божеств и/или огамических прутов), друиды должны были достигнуть расслабления, входя в более восприимчивое состояние сознания. Когда надлежащее ИСС было достигнуто, помощникам друида давался сигнал для того, чтобы они сняли с мага покрывало или открыли дверь, впустив в помещение дневной свет. Внезапный, мгновенный переход от Тьмы к Свету служил импульсом для медитационного опыта и вызывал видение или некое поэтическое произведение. В таком состоянии "междумирья и межвременья" пророчества проявлялись довольно легко. К провидцу могло прийти особое, более глубокое понимание тайного знания. Именно в изменении восприятия и измененных условиях освещения, проявлялся своего рода пророческий магнетизм. Мне кажется, что ключ к этой технике лежит во внезапном изменении внешних/внутренних стимулов. Иногда Имас Форошна осуществлялся с помощью процесса пережевывания плоти собаки, кота, свиньи или быка при одновременной медитации с ладонями, закрывающими глаза. В этом плане обряд немного напоминает технику Тар Фес (хотя в том ритуале фактически использовалась пророческое сновидение, а здесь основной пункт обряда — медитативное ИСС).
Отвергнутые Патриком.
Считается, что в эпоху ранней Кельтской Церкви, Патрик отверг практики Имас Форошна и Тен Лад, потому что в них использовались языческие идолы и магические символы. Дихтал до Кеннаб выжил, поскольку основывался на знании, полученном благодаря изучению поэзии и научной информации, и в нем не использовались идолы или инвокации языческих богов.
Еще несколько слов о Тен Лад и Имас Форошна.
Я хотел бы добавить еще немного дополнительной информации к моим словам о Имас Форошна. Я говорил, что во время обряда Имас Форошна древние филиды жевали плоть собаки, кота, красной свиньи или быка, чтобы обрести "сияние". На самом деле это не является обязательным условием, как это описано в Глоссарии Кормака из Желтой Книги Лекана. В этой работе утверждается, что сначала поэт жует плоть, затем кладет ее на каменную плиту за дверью как приношение его духам. Если он не получает немедленное видение, то он начинает "колдовство на ладонях", сложив их крест накрест на лице, вновь и вновь призывая духов. Именно в этот момент обряда он ищет вдохновение во сне (или трансе). За ним наблюдают его помощники, чтобы практик был уверен, что никто его не потревожит. Ответы на его вопросы могут прийти в течении нескольких минут или нескольких часов. «Сияние» ищется до тех пор, пока ответы не будут найдены. А вот что именно Кормак, христианский монах девятого или десятого столетия, говорил о процессе достижения Имас Форошна. Как пишет доктор Юджин О ' Кэрри в своей работе "Друиды и Друидизм Древней Ирландии" — "... Поэт жует немного сырого мяса свиньи, собаки или кота, и затем удаляется к своей кровати, расположенной за дверью, где он произносит торжественную речь, накладывая на плоть животного некое заклинание, и предлагает мясо идолам своих божеств. Комната охранялась,... и поэт продолжал свое колдовство (даже уснув рядом со своими идолами), в течение дней, если была такая необходимость. В итоге он получал видение, завершив поиск "сияния".
Что же еще друиды говорили о Имас Форошна и что еще нам известно о ритуальных процессах? Кажется очевидным, что Тен Ладэ и Имас Форошна действительно лишь две разных формы одной и той же практики.
Дух, Предсказание и Животная Жизненная Сила.
В Имас Форошна также используется другой вид "жевания", здесь используют плоть животного только что принесенного в жертву. Очевиден один момент,(тем более, что мы уже обсудили Тар Фес), в этой магической процедуре существует определенный вид связи между духом, предсказанием и животной жизненной силой. Если разум человека не достаточно чувствителен для того, чтобы почувствовать взаимосвязь нашего и Иного миров, значит мы должны изменить его уровень восприятия. ИСС необходимо для того, чтобы усилить восприятие Иного Мира. Это измененное состояние само по себе является формой ритуального сновидения или транса. Оллав (или даже Анрун) мог легко достигнуть такого состояния в любой обстановке, даже наполненной многими отвлекающими факторами (также как, к примеру, Федел, предсказавшая поражение Мэдб и ее армии, собранной на равнине Круахан Ай, стоя на своей боевой колеснице..... " Я вижу это багровым, я вижу это красным. " Женщине не потребовалось никакой изолированной комнаты!). Для достижения подобного ИСС большинством смертных обычно требуется изолированное, безопасное и тихое место. Мы не можем достигнуть нужной связи с Иным Миром за несколько мгновений с непринужденностью Финна или Федел. Мы должны отрешиться от внешних отвлекающих факторов, полностью защитив и изолировав нашу "безопасную зону" от внешних угроз и внутренних страхов и ожиданий достижения этой связи (... это утверждение, если верить Кормаку, также актуально для большинства друидов..., кажется, что им так же был необходим мир и покой при обряде). Один из лучших способов создания такой изолированной обстановки — это лишить себя чувствительности и сенсорного восприятия. Сегодня для этого используется гипноз или глубокая медитация. В древнем мире для этого служили пещеры или темные помещения; расположенные далеко от человеческих жилищ и мирских забот. Необходимость такого чувственного ограничения очевидна: разум/дух/душа должны объединиться с Иным Миром, отойдя от мира смертных. Если мы постоянно обрабатываем внешнюю информацию, как мы можем обрести тайное, сокрытое знание? В такой изоляции, далеко от отвлекающих сенсорных факторов, мы получаем возможность достигнуть внутренней тишины. Именно в этой внутренней тишине мы можем услышать голоса наших духов и богов. Именно из тьмы внутреннего разума рождается сияние Знания. Ключ или спусковой механизм Имас Форошна — Тьма, из которой рождается Свет.
Откуда я это узнал?
Откуда я это узнал? Прочитал в книге? Это некое забытое искусство ушедших эпох? Кто-то рассказал мне об этом? И да и нет. Это не нелепое предположение или теория. Я знаю о Имас Форошна, потому что лично прошел через это ИСС, и описал здесь то, что случилось непосредственно со мной. В этой практике во Тьму приходит Свет. В Тен Лад, тишина появляется благодря ритму песнопения (полная синхронизация). В этих измененных состояниях мы получаем и "сияние" и знание.
Тотемический и Символический
Использование плоти животного, для обряда Имас Форошна относится к тотемической символике. Это настолько же необязательно для достижения "сияния", как и использования "наложенных рук" и изоляции. Если вы добились надлежащего контакта с духом Иного Мира, все остальное не более чем "обертка" обряда. Приношения, жертвенное животное, ладони на глазах, осознанное сновидение являются опорами, которые используются чтобы "вызвать" связь между провидцем и его духом. "Магия Крови" и тотемная связь животного с Иным Миром обеспечивают провидца нужной энергией, которую он использует по назначению. Они не являются абсолютно необходимыми для обряда. Все, что действительно требуется, это — триада провидца, его дух и "внезапное сияние". Попробуйте пройти через это, и убедитесь сами. Не верьте мне на слово.