«Бхавату, Сабба, Мангалам… Саду, саду, саду… Take rest, take rest… Отдыхайте, отдыхайте…»

«Тарабарщина какая-то!» — подумает один человек и захочет уехать с курса випассаны. «Мне очень больно, мне болит все тело, я больше не могу, я – не мазохист», — воскликнет другой человек и тоже захочет уехать. «Это противоречит всему тому, во что я верю, всем тем ритуалам и религиозным обрядам, которые совершаю», — решит для себя третий человек и, возможно, уедет. Кто останется? И главное – зачем?

Если ничего не обещают – ни счастья, ни здоровья, ни удачи в личной жизни, ни успеха в жизни – ничего из рекламных объявлений всевозможных психологических тренингов и эзотерических программ. Конечно, люди едут на курс в надежде на все вышеперечисленное. Но это их личное представление, за которое ни техника, ни учителя, ее преподающие, ответственности не несут.

Что такое Випассана? Это техника медитации, предложенная Буддой (Сиддхартхой Гаутамой), для избавления от страданий и обретения окончательного освобождения. Это не философское учение, не религиозная секта, не ритуальная практика, это – техника. И многим людям в ней так не хватает бога! Или на крайний случай, божественного света со всеми вытекающими переживаниями… Ведь духовный поиск для многих предполагает долгожданную встречу – с Создателем, Космическим Разумом, Великим Ничто, Иисусом, Аллахом, Брахмой (продолжите список сами). Он предполагает поклонения, песнопения, восхваления, подношения, молитвы, просьбы — и все это на основе взаимовыгодного сотрудничества с богом. А на випассане просить не у кого: сидишь и занимаешься познанием реальности в пределах собственного тела.

Описание самой техники випассаны не является целью данной статьи. Тем более, что все описания бесполезны для читающего. Ведь ни одно меню в ресторане еще не накормило голодного посетителя, а рассказы о качестве желтого цвета слепому от рождения не привели его к пониманию, что же такое «желтый». И даже Будда говорил: «Приди и посмотри, приди и попробуй». Хотите узнать – идите и пробуйте. Эта статья для тех, кто собирается на курс, уже едет, съездил и осмысливает свой опыт. Она написана из благодарности – в помощь новичкам, которые могут избежать «ловушек» и удивиться полученному результату. «О! Так результат все-таки есть!» — может обрадоваться читатель. Да, есть, но точно не тот, который вы ожидаете.

«Ловушка» № 1: Я умею медитировать

Возможно, вы занимаетесь медитацией много лет. Возможно, вы медитировали под руководством опытных учителей где-нибудь в монастырях Индии или Тибета. Возможно, вы прочли много книг о медитации, знакомы с ее разновидностями, понимаете задачи этих техник и даже знаете психологические процессы, происходящие в мышлении человека, а также их физиологическую причину. Прекрасно! Тогда вам будет проще сосредоточиться на осознавании дыхания или ощущений, когда вас об этом попросят на курсе.

Так в чем же ловушка? В умении признать, что именно в этой технике вы – новичок, несмотря на предыдущие успехи или обширные знания. Вы – в начале пути, вы — как маленький ребенок, который учится ходить. И если ваше самомнение намного больше, чем понимание, зачем вы приехали обучаться випассане, ваш ум сразу предложит знакомый и легкий путь: «Зачем делать то, что они просят? Зачем это делать постоянно? Я ведь уже знаю, как мне достичь значимых для меня переживаний. Дай-ка я поделаю свою любимую технику, пока они занимаются этими примитивными упражнениями». Остановите самонадеянную болтовню вашего ума – побудьте учеником, возьмите себя в руки и опробуйте новое.

Вас просят не совмещать эти 10 дней технику випассаны с любой другой, даже самой замечательной и работающей для вас техникой. Почему? У вас когда-нибудь поднималась температура? Наверняка. И вам рекомендовали выпить лекарство – таблетку для ее понижения. И вот вам звонит еще один друг и советует другую таблетку с таким же действием, и вы принимаете и ее – на всякий случай, чтобы точно помогло. Приходит мама и приносит еще одну таблетку такого же действия – вы же хотите выздороветь? Вы принимаете и ее. И цепочка помощников с «замечательными таблетками» не прекращается. Уже через несколько часов вас увезут в больницу по причине отравления лекарственными препаратами. Поэтому, если вы больны и выбрали лекарство, опробуйте его без дополнительных средств. И если оно не поможет – используйте другое.

«Ловушка» № 2: я – свободный человек, распорядок – удел толпы

До курса вас несколько раз предупреждают о распорядке, принятом на випассане. Затем вас несколько раз спрашивают (устно и письменно), согласны ли вы на протяжении всего срока занятий соблюдать этот распорядок. Вы соглашаетесь и подписываете документ, на основании которого вас могут удалить с курса за нарушение принятых правил. Они не сложные, но наш ум так устроен (особенно у тех, кто не отыграл нечто в подростковом периоде), что любит сопротивляться. Чему? А не важно! Например, системе и принятым в ней правилам. Правда, все равно хочется получить от системы то, что она предоставляет в итоге, но ведь о нарушении никто не узнает…

Ах, эти милые проказы!

выход из зала во время медитации без причины;
шушуканье с соседом при условии обета молчания;
описание своих впечатлений в дневнике, хотя и дневник, и ручку нужно сдать в начале курса;
звонок любимой или маме, хотя с мобильником нужно было сделать то же самое…
а еще – распаковка чипсов или печенья, украдкой привезенных на курс;
бесконечная стирка одежды, просто, чтобы заняться чем-то в перерывах;
флирт с представителем противоположного пола во время лекций;
самовольное отсутствие на очередной медитации или смена места – вы просто устали!
И еще много того, что знает любой новичок и тем более тот, кто уже не первый и не второй раз проходит випассану.

Не корите себя за то, что было – не умножайте страданий. Не осуждайте тех, за кем заметили подобные слабости – им действительно невыносимо «познавать себя и свою внутреннюю реальность». Поэтому их воля направляется вовне – на сопротивление порядку и отвлечение своего внимания от неприглядной стороны своей личности. Используйте свои и чужие слабости, как очередное напоминание: внутри так мало силы, мудрости и покоя. У меня есть шанс приумножить эти благие состояния прямо сейчас. И вы приходите вовремя, выполняете рекомендации и предписания и удивляетесь результатам…

«Ловушка» № 3: мне не нравится учитель, помощники и условия – подайте лучшее!

«Почему этот человек напротив – учитель? Он так не выглядит. Мне вообще не нравятся люди с такой внешностью. И что он такого особенного делает? Он просто сидит, иногда задает глупые вопросы про мои ощущения и дыхание, но не хочет выслушать ничего о моих жизненных проблемах! А вчера я задал ему глубокий философский вопрос, но он снова спросил меня про ощущения в теле. Он что, издевается? А сегодня я рассказал ему про выход из тела и переживание астрального полета… Но он снова спросил меня о том же! Я так много хочу узнать, но ему нечему меня научить… Это странный учитель… Это не учитель…»

«Что это за помощники?! Они поставлены здесь для нашего комфорта! А они только мешают: одергивают, шикают за перешептывания, гоняют на медитации, заставляют сидеть прямо и не спать – одним словом, изверги! Да какое они имеют право?! Только потому, что старые студенты? Так по ним не видно, что они просветленные! А вон тот вообще с неврозом – дышит на ухо, закрывает и открывает шторы без надобности, болтает с новичками по 20 минут, якобы объясняя им нюансы випассаны… А сам посидеть не может с прямой спиной даже 10 минут спокойно – сгибается и крутится. А еще говорит, что прошел 8 курсов! Разве это меня ждет впереди?...»

«Что это за еда? Они сами пробуют, что готовят?! Почему я живу в этом бараке с 20-ю человеками за перегородками? У них же должны быть отдельные комнаты, чтобы никто не мешал наслаждаться мне 10-дневным покоем. Я хочу горячий душ! Почему нет кипяченой воды – это же антисанитария! Могли бы и прибрать в комнатах получше, или ремонт сделать. Как в этой обстановке можно заниматься духовным ростом?!..»

И еще много-много претензий, за которыми кроется только одно – привязанность, влечение, отвращение – т. е. реакция, постоянная реакция на то, что не нравится и на то, что хотелось бы. И страдание, страдание, страдание… Вместо осознания этих реакций и наблюдения за ощущениями.

Какая разница, кто сидит напротив вас в учительском кресле, если он сидит хорошо (в отличие от многих присутствующих в зале)? Он ничему вас не учит – в випассане техника передается без изменений по одной линии учителей. Учитель просто корректирует вашу работу по ознакомлению с техникой. На Западе эта роль обычно называется супервайзер (инструктор-наблюдатель). Помощники – просто люди, такие же, как вы. Со своими глюками, комплексами, блоками, санскарами и прочими подавленными целостностями. Не нравится, как служат? Придите и послужите сами – примером: и для тех, кто помогает, и для тех, кто «сидит».

И, наконец, об условиях. Помните, что центры випассаны существуют на благотворительные взносы «старых» студентов, т. е. только тех, кто уже пришел и попробовал. И если вы едите на випассану в маленький, недавно открытый центр, то ожидать каких-то сказочных условий странно. А если это бедная, развивающаяся страна (например, Индия или Непал), то нужно сразу быть готовыми к специфике территории. Ну, нет в Индии чистой воды! Она – на вес золота. Ну, не понимают бедные индусы, зачем вам ее еще и кипятить, если она из бутылок в чан налита. В Непале – проблемы с электричеством, и просто нечем нагревать воду для вашего утреннего моциона. А железная посуда не бьется о каменный пол столовой, выскальзывая из рук медитирующего.

Если вам что-то не нравится – помогите центру, после окончания заплатите столько, чтобы это окупило не только ваше присутствие и питание, но и дало возможность приобрести новый магнитофон, краску для стен, подушечки для сидящих. Вы же такие духовные! Да, эта подушечка не будет лежать под вашей многострадальной попой, а бойлер для кипячения воды принесет облегчение кишечнику, но уже не вашему. Но именно так происходят улучшения: когда каждый приходящий видит и участвует, не только словом, но и делом, не только для себя, но и для других.

Совет: хотите условий – езжайте в европейские и американские «старые» центры випассаны. Там и отдельные комнаты, и горячая вода, и подушечки для всех нежных мест, и даже столы, сервированные фарфором! Только помните, что когда вы, наконец, обнаружите совершенство в учителях, помощниках и условиях проживания, придется делать технику. И ваша «санскара» вас всегда достанет…

«Ловушка» № 4: я понял технику, теперь можно просто посидеть

«Вчера была хорошая лекция, сегодня был подробный инструктаж, я все понял! Теперь можно посидеть на медитации и поразмышлять над глубиной теоретического материала, над моими прошлыми ошибками и будущими просветленными поступками. Как это прекрасно – иметь 10 дней для спокойного размышления!» — именно так заканчивается випассана и начинается треп ума.

Понять технику невозможно! И не нужно. Что там понимать в принципе? Это как понять процесс колки дров: поставь полено ровно на подставку, замахнись топором, ударь по полену, сделай так со следующим. Да, есть техника безопасности – правильно замахнись, точно ударь, именно по полену, а не по ноге. И… коли дрова, продолжай их колоть. Потому что с постоянным действием приходит навык. А размышления о процессе колки дров и даже наблюдение за этим процессом формирует иллюзорное ощущение знания.

Мне знакомы люди, которые умудрились прекрасно провести время на курсе випассаны, воспринимая его как возможность отдыха и места, где никто не мешает предаваться своим фантазиям. Что толку? Прийти в ресторан и почитать меню, узнать у шеф-повара состав некоторых блюд, понаблюдать за работой персонала и уйти, так ничего и не попробовав. А после высокомерно рассуждать о гастрономических достоинствах и недостатках ресторанной еды. Может, в этом есть какое-то особое наслаждение. Но лучше – прийти и попробовать.

«Ловушка» № 5: тяжелые ощущения – это плохо, легкие вибрации – это хорошо

С пятого дня до конца курса в каждой лекции и на каждом инструктаже произносится: «Не важно, какие ощущения возникают в вашем теле – приятные или неприятные, тяжелые, плотные или легкие, прозрачные – наблюдайте эти ощущения без влечения и без отвращения». Будьте туристом, сидящем в автобусе и путешествующем по незнакомой стране. Смотрите, но не выскакивайте из автобуса, чтобы уцепиться за то, что понравилось, и не кричите на водителя, чтобы он ехал быстрее, т. к. что-то за окном вам не понравилось. Рано или поздно оно исчезнет из вашего поля зрения. Просто наблюдайте.

Но каждый раз в конце курса я слышу то одного, то от другого студента: «Я уже второй раз, и этот раз хуже. Было так много тяжелых ощущений. Вот в первый раз было много легких вибраций. Может, на третьем курсе мне удастся снова увеличить количество легких, приятных ощущений…» Или: «Я первый раз и не чувствую свободный поток вибраций, я что-то не так делал. Приду в следующий раз и попробую добиться легкости вместо тяжести…» Или: «Я весь курс работала с одним тяжелым ощущением в ноге. Я его тянула, давила, не отходила от него вниманием в надежде, что оно исчезнет. Наверное, оно под конец все-таки ушло».

Чем мы слушаем? Как мы понимаем? Просто наблюдение, все остальное – привязанность к определенному характеру ощущений. И, как следствие, порождение все большего количества страданий. Нет ни хорошего, ни плохого, все это – только оценка и реакция на нее. «Работа с неприятным ощущением» только уплотняет его нашими собственными усилиями по его «изгнанию». Желание какого-то приятного ощущения только убыстряет его исчезновение, порождая разочарование и новый виток страдания. Просто наблюдайте – так, как просят: сверху вниз, снизу вверх, сверху вниз, снизу вверх.

«Ловушка» № 6: надо стараться, тогда на 10-й день меня ждет просветление

Действительно, надо стараться. Но насчет просветления… Это кому как повезет. Просветление ума у вас точно будет, переживание своих привычных реакций, жизненных сценариев, эмоционального устройства, телесного напряжения – тоже. И этого уже достаточно. Но если вы весь курс пребываете в предвкушении момента наступления 10-го дня, вас ждет глубокое разочарование. Это как с Новым годом: готовитесь, наряжаетесь, шампанское открываете, желания загадываете, а утром просыпаетесь и видите все те же лица, все те же стены, все тот же праздничный стол. И хочется воскликнуть: ну, и где чудо?

А чудо – только в каждодневных обычных действиях:

в усилии по уборке дома, чтобы чисто всегда, а не только по праздникам;
в прическе и уходе за внешностью, чтобы радоваться своему отражению даже в будни;
в радостном и легком приготовлении ужина, чтобы на столе – каждый день праздник;
во внимательном отношении к домашним и желании порадовать их приятными мелочами;
в ощущении, что «есть только миг между прошлым и будущим, именно он называется жизнь».
Так и на курсе: каждый день – важный. Каждый день требует усилия, но не для 10-го дня, а для самого себя, 3-его, 5-го, 8-го. Каждый день должен быть наполнен вами, тогда вечером он наполнит вас. А просветление?.. Да бог с ним! Вы ведь даже не знаете, чего желаете. А вдруг переживание реальности такой, как она есть, уже является просветлением?

«Ловушка» № 7: я прошел випассану! Теперь ничто меня не побеспокоит

Оптимизм и наивность иногда очень похожи. На випассане не поют оды позитивному мышлению и не предлагают стать нытиком-фаталистом. Это техника, которая максимально приближает нас к реальности происходящего – в собственном теле, в своих мыслях, в окружающем пространстве. Вас не просят закрыть глаза на черное и во всем видеть белое. И, одновременно, не акцентируют внимание на черном. И даже не просят рассматривать полутона. Вы учитесь осознавать только свои реакции, когда вы видите разные цвета, ощущаете разную фактуру предметов, слышите различные звуки и пробуете вкусы. Вы осознаете свои реакции и возникающие вслед за ними влечения «Это прекрасно! Хочу еще! Хочу повторить!» или отвращения «Это ужасно! Только не это! Больше никогда!» И вследствие этого становитесь все несчастней.

И вот, вы выходите за предел центра медитации – такой спокойный, такой осознанный, такой не вовлеченный в происходящее. Вы – сама гармония в человеческом теле. Но такая хрупкая, что любое событие тут же вызывает вашу реакцию. И вы уже жаждете повторения или готовы все сделать ради избегания этого в будущем. И через несколько часов осознаете, что вы уже варитесь в привычном эмоциональном бульоне, приправленном привычными мыслями. И – снова реагируете на это: «Как?! Как я мог так забыться?! Я же прошел 10-дневный курс! Это регресс! Все без толку!» — и погружаетесь еще глубже в пучины неведения, забывая, что суть вещей в изменении: все приходит и все исчезает…

Поверьте, пройдет какое-то время, и если вы продолжите практиковать, и если вы посетите еще несколько курсов, вы заметите, как нечто неуловимое в вас изменилось. И это заметят другие. Но ожидать кардинальных изменений, улучшений, повышений или просветлений в результате одного курса – не оптимистично, а наивно.

Заключение

Так какой же результат? И когда?

Крестьянин весной готовит почву: взрыхляет и удобряет. Затем он садит семена. Некоторые семена склюют птицы, некоторые семена не прорастут, но есть и те, которые приживутся. Крестьянин не расстраивается, он делает свое дело. Появляются ростки, крестьянин поливает их и пропалывает, чтобы сорняки не заполнили поле и не вытеснили то, что было посеяно. И не расстраивается, что полоть и поливать нужно все лето. Он просто делает свое дело. Затем наступает осень, и крестьянин собирает урожай. Какой? Что посеешь, то и пожнешь.

Поэтому «Бхавату, Сабба, Мангалам… Саду, саду, саду… Take rest, take rest… Вe happy» .